Национальный режим в закупках: какие лазейки используют заказчики систем безопасности
16 июня в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная первым итогам действия национального режима в госзакупках систем безопасности (ПП РФ №1875 от 23 декабря 2024 года). Эксперты обсудили проблемы соблюдения новых требований законодательства, прецеденты их нарушения и лазейки, позволяющие делать это легально.
«Отдельные положения постановления Правительства № 1875 используются некоторыми заказчиками недобросовестно. Такие серьезные вещи, как системы безопасности, должны сохранять качество, легальность и поддерживать отечественную обрабатывающую промышленность. Защита жизни людей — вопрос, в котором должна соблюдаться полная прозрачность», — сообщил Артем Кирьянов, заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы РФ.
Легально обходить требования нацрежима заказчикам позволяет отсутствие корректного нормативно закрепленного определения понятия «поставляемый товар». Об этом в ходе пресс-конференции сообщили генеральный директор АНО «КПОПСБ» Алексей Власов и директор по связям с органами государственной власти АНО «КПОПСБ» Искандер Сыртланов.
В течение пяти месяцев с момента вступления в силу ПП 1875 Автономная некоммерческая организация в сфере поддержки отечественных производителей «Консорциум «Производители охранных, пожарных, СКУД систем безопасности» вела мониторинг государственных и муниципальных закупок СБ на предмет соблюдения новых требований. В первые два месяца после вступления в силу ПП 1875 Консорциум выявил 43 случая нарушения национального режима и направил информацию о них в ФАС России. В половине этих случаев были инициированы внеплановые проверки ФАС, в шести регионах территориальные органы ФАС признали действия заказчиков нарушением. В апреле-мае зафиксировано ещё более 130 случаев несоблюдения нацрежима.
«Мощностей в сфере видеомониторинга хватает, чтобы покрыть 80% внутреннего рынка. В ближайшие 2-3 года производство сможет обеспечить 100% рынка. Но на практике большинство используемой продукции китайского происхождения, либо других производителей. Если говорить о проблеме «переклеивания» происхождения товара, то внедрение балльной системы на продукцию является положительным моментом», — подчеркнул директор Консорциума «Профессиональные системы видеомониторинга и радиосвязи» Дмитрий Климов.
«Необходимо уточнение нормативных формулировок и правоприменительной практики. Следует конкретизировать понятийный аппарат ПП 1875, а также обратить внимание на 44-ФЗ и 223-ФЗ, где присутствуют взаимоисключающие принципы. В них указано, что необходимо одновременно расширять конкуренцию и поддерживать российского производителя, а также одновременно добиваться экономии бюджетных средств, и при этом обеспечивать качество продукции для конечного пользования», — заявил член Совета по развитию системы закупок Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Казанцев.
В качестве положительного примера спикер привел атомную промышленность России которая «была пионером и в регулировании в целом, и в импортозамещении, в частности, в тех же закупках по Закону 223-ФЗ, когда заказчик предъявлял повышенные качественные требования к поставщикам и в части локализации, и в вопросах о переклеивании шильдиков, и в части качества, культуры производства, и в вопросах безопасности. Если сегодня эти требования касаются уровня локализации и качества производства, они не должны вменяться заказчику в ограничение конкуренции».
Участники пресс-конференции единогласно высказались за необходимость уточнить формулировки озвученных законов и постановления № 1875 — это позволит исключить обход нацрежима. Для того, чтобы избежать распространения и закрепления вредоносных практик, сделать это нужно в самые короткие сроки. А для того, чтобы не навредить, важно вовлечь в работу все сферы промышленного производства.
Кроме того, по мнению спикеров, необходимо принять комплекс антидемпинговых мер против недобросовестной ценовой конкуренции со стороны ряда иностранных производителей из дружественных стран.
Источник: АНО «КПОПСБ»
18.06.2025