Новости

Опубликовано Разъяснение Президиума ФАС России по антимонопольному комплаенсу

На сайте ФАС России опубликовано Разъяснение Президиума ФАС России от 02.07.2021 № 20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

В обсуждении документа участвовали Ассоциация «Некоммерческое партнерство „Объединение корпоративных юристов“», Ассоциация антимонопольных экспертов, Ассоциация комплаенс-менеджеров, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

В разъяснении шесть разделов:

  • «Термины и определения»;
  • «Область применения разъяснений»;
  • «Общие положения об организации антимонопольного комплаенса»;
  • «Стимулы для организации антимонопольного комплаенса»;
  • «Порядок установления ФАС России соответствия внутренних актов об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства» (наиболее объемный блок);
  • «Реализация отдельных полномочий ФАС России».

Отмечено, что документ призван оказать содействие хозсубъектам в организации эффективного антимонопольного комплаенса. При этом антимонопольный комплаенс конкретного хозсубъекта может учитывать особенности его внутренней структуры, количество работников, отрасль экономики, в которой он ведет деятельность, и иные параметры.

Неприменение рекомендаций (полностью или частично) в части, не касающейся требований ст. 9.1 Закона о защите конкуренции («Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»), не исключает соответствия внутреннего акта (актов) хозсубъекта об антимонопольном комплаенсе Закону о защите конкуренции, а также эффективности такой системы.

Особенно подчеркивается, что организация антимонопольного комплаенса – право хозсубъекта, решение о его организации хозсубъект принимает исключительно добровольно.

При организации антимонопольного комплаенса хозсубъекту рекомендуется руководствоваться тремя принципами:

  • заинтересованность руководства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, а также вовлеченность работников в реализацию положений внутреннего акта об антимонопольном комплаенсе;
  • регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
  • непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса, постоянное совершенствование и повышение его эффективности.

В качестве стимулов для организации хозсубъектом антимонопольного комплаенса названы:

  • снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства и, как следствие, риска наступления негативных для хозсубъекта последствий: взыскания штрафов, убытков, причинения вреда репутации, расходов на юридические услуги, признания недействительными сделок, привлечения должностных лиц к административной или уголовной ответственности;
  • увеличение длительности периодов между проведением ФАС России плановых проверок хозсубъектов с трех до пяти лет или непроведение таких проверок;
  • самостоятельное выявление нарушения позволяет хозсубъекту добровольно заявить в ФАС России о заключении им соглашения (об осуществлении согласованных действий), недопустимого по антимонопольному законодательству, что является основанием для освобождения хозсубъекта от ответственности или наложения штрафа в минимальном размере за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1–4, 6 и 7 ст. 14.32 КоАП РФ, при выполнении условий ст. 14.32 КоАП РФ.

В документе также изложены:

  • порядок направления внутреннего акта (актов) об антимонопольном комплаенсе в ФАС России;
  • требования к такому акту (актам);
  • порядок рассмотрения такого акта (актов) ФАС России;
  • рекомендации по организации антимонопольного комплаенса (в их числе методические материалы; размещение информации в Интернете; распространение внутреннего акта (актов) на группу лиц хозсубъекта; рекомендации о порядке проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозсубъектом деятельности; рекомендации по мерам снижения хозсубъектом рисков антимонопольных нарушений, связанных с осуществлением деятельности; меры по контролю за функционированием системы; порядок ознакомления работников хозсубъекта с внутренним актом (актами) об антимонопольном комплаенсе; рекомендации по определению должностного лица, ответственного за функционирование системы антимонопольного комплаенса).

Регулятор подчеркивает, что организация антимонопольного комплаенса не может являться действием, обязательным для исполнения в соответствии с предписанием, выдаваемым ФАС России. Но при рассмотрении ходатайства в рамках госконтроля за экономической концентрацией до принятия ведомством решения лица, подавшие ходатайство, вправе представить информацию о намерении добровольно принять на себя обязательства об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об организации системы антимонопольного комплаенса. Исполнение такими лицами указанных обязательств может быть частью предписания ФАС России, выдаваемого по результатам рассмотрения сделки или иного действия.

В заключительной части документа указано, что в случае выдачи ФАС России заключения о соответствии антимонопольному законодательству внутреннего акта (актов) хозсубъекта об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов) этот хозсубъект не может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство, если его действия осуществляются в соответствии с согласованными правилами антимонопольного комплаенса.

В то же время отсутствие у хозсубъекта такого внутреннего акта и положительного заключения ФАС России по нему не исключают права хозсубъекта при рассмотрении дела представлять доказательства принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению антимонопольного законодательства.

Источник: Конкуренция и право

Календарь событий

Апрель 2024
ПндВтрСрдЧтвПтнСбтВск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Личный кабинет

Получите свой личный аккаунт для удобства пользования нашими сервисами

☎ Заказать звонок