Новости

Особая история – закупки у бизнеса в сегменте 223-ФЗ

Уследить за малыми закупками корпоративных заказчиков правительству гораздо сложнее, чем за работой госзаказчиков.  В прошлом году государство делало послабления по обязательной квоте закупок у субъектов МСП для корпоративных заказчиков, попавших под антироссийские санкции.

«Бизнес-амнистия» распространилась на 900 крупнейших компаний корпоративного сектора. С позволения правительства они перестали размещать в ЕИС информацию о своих закупках, начиная с марта 2022 года. При этом, формально должны были проводить такие закупки закрытыми конкурентными способами в электронной форме на специализированной ЭТП, либо неконкурентными способами.

По факту, это трудно проверить, а годовую отчетность корпоративных заказчиков по закупкам у МСП в 2022 году, положа руку на сердце, трудно считать достоверной.

С 1 января требование о соблюдении обязательной квоты закупок у МСП вернули. Но с двусмысленными оговорками.

«Правительственное постановление, с одной стороны, возвращает для подсанкционных госокомпаний требование о выполнении квот по закупкам у малого бизнеса, а с другой – отменяет требование об обязательной доле спецторгов в совокупном годовом объеме закупок. То есть, таким госкомпаниям теперь потребуется выполнить только «общую» квоту – по закупкам у субъектов МСП не менее 25% от совокупного годового объема закупок», – поясняет «Интерфакс-proзакупки».

Из интересного. В конце прошлого года Минфин пояснил, что достижение квоты закупок у МСП корпоративными заказчиками возможно не только путем проведения закупок с участием бизнеса, но и путем установления требования к поставщикам привлекать субъекты МСП к исполнению договоров в качестве субподрядчиков. Не очень понятны алгоритмы учета таких договоров контролирующими органами.

Объем привлечения должен указываться в документации о закупке и в договоре. Данные об участии МСП на правах субподряда (соисполнения) учитываются заказчиком в общем годовом объеме закупок у МСП (25%).
Важный нюанс: Заказчик не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) предоставления информации и документов, подтверждающих их принадлежность к субъектам МСП, а также подтверждающих статус самозанятого.
Если данные учитывает сам заказчик, а не контролирующий орган и не автоматизированная система, то степень доверия к такой отчетности на порядок ниже.

«Цифровые Закупки» неоднократно обращали внимание на проблему регламентации сферы субподрядных отношений. Бороться за конкуренцию жизненно необходимо прежде всего в формате субподряда.

В стране нет закона о субподряде. У государства нет возможности не то что влиять, но даже просто видеть и прослеживать эти хозяйственные взаимоотношения. На практике это зачастую приводит к издержкам, к экономии на качестве в рамках исполнения государственного заказа, а иногда – даже к срыву контрактов и провалу нацпроектов.

Интересно, что несколько лет назад ФАС России пыталась заложить базу нормативного регулирования субподрядных отношений. В 2020 году была начата разработка законопроекта о закупочных союзах. Однако очень нужный законопроект так и остался в столе. А он сейчас крайне востребован. Он бы позволил поддержать малый бизнес в конкурентной борьбе и уравнять рыночную силу сторон.

Подробнее: Цифровые закупки

24.01.2023

Календарь событий

Апрель 2024
ПндВтрСрдЧтвПтнСбтВск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Личный кабинет

Получите свой личный аккаунт для удобства пользования нашими сервисами

☎ Заказать звонок