Новости

Предложена модель внедрения единого типового положения о закупках

Эксперты Аналитического центра разработали и предложили модель внедрения единого типового ПоЗ. Единое положение о закупках может сократить трудозатраты заказчиков на разработку собственного ПоЗ, снизить риски обжалования положений в антимонопольных органах, а также позволит унифицировать способы и процедуры закупки. Документ уже опубликован на сайте АЦ.

По словам его авторов, сегодня система закупок отдельных юридических лиц предусматривает возможность использования типовых положений о закупках, утверждаемых органами власти для своих подведомственных учреждений, и «отраслевых» ПоЗ, утверждаемых компаниями с государственным участием для своих дочерних и зависимых обществ. Однако каноны того, как должно выглядеть типовое или «отраслевое» ПоЗ, отсутствуют.

Эксперты отмечают мировую тенденцию на закрепление принципов стандартизации и типизации закупок. Например, это типовой закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках, рекомендации ОЭСР о государственных закупках, директивы ЕС с едиными правилами покупки продукции и другие.

Анализ, проведенные экспертами АЦ, показал, что, несмотря на разнородность участников системы корпоративных закупок, большинство характеристик в ПоЗ идентичны. Это говорит о возможности унифицировать типовое положение в соответствующей части. Выявленные различия, по мнению авторов исследования, не несут в себе отраслевую специфику, а скорее являются позицией утвердившего ПоЗ органа, которая не всегда приводит к положительным эффектам при проведении закупок. Все это опровергает гипотезу о невозможности разработки единого типового положения, отмечают эксперты.

Исследование АЦ показало, что использование типовых и «отраслевых» ПоЗ повышает эффективность закупочной системы: увеличиваются относительная экономия, доля конкурентных закупок, среднее число поданных и допущенных заявок, снижается доля несостоявшихся и расторгнутых договоров. По мнению экспертов, единое типовое ПоЗ может сократить трудозатраты заказчиков на разработку собственного ПоЗ, снизить риски обжалования положений в антимонопольных органах, а также позволит унифицировать способы и процедуры закупки.

Модель внедрения единого типового ПоЗ, предложенная АЦ, учитывает ожидания субъектов 223-ФЗ, которые высказывали опасения, что типовое положение будет «негибким» и не сможет учитывать специфику закупок каждого субъекта 223-ФЗ.

Типовое положение о закупках, разработанное экспертами АЦ, основывается на следующих принципах:

Формирование как минимум двух форм единых типовых ПоЗ: для организаций, подведомственных органам власти, для компаний и корпораций с госучастием и их дочерних и зависимых обществ.

Структура единого типового ПОЗ должна состоять из: унифицированных и обязательных для всех (неизменяемых) формулировок, диспозитивных/открытых положений с условиями специального применения, которые будут заполняться заказчиками самостоятельно с учетом своей специфики деятельности.

Возможны два подхода к внедрению единых типовых ПоЗ. Для более скорого перехода к унификации: внесение изменений в Закон № 223-ФЗ, наделение определенного органа власти правом утверждения единого типового ПоЗ для всех организаций и учреждений. Для мягкого и постепенного перехода к унификации - инициативная разработка и публикация экспертным и профессиональным сообществом моделей единых типовых ПоЗ, мониторинг добровольного внедрения органами власти и организациями, доработка по замечаниям и предложениям от внедривших субъектов и от участников рынка.

Анализ целесообразности разработки и утверждения типового положения о закупках для применения субъектами закона №223-ФЗ размещен в разделе Публикации.

Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Календарь событий

Апрель 2024
ПндВтрСрдЧтвПтнСбтВск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Личный кабинет

Получите свой личный аккаунт для удобства пользования нашими сервисами

☎ Заказать звонок